база адресов телефонов по санкт-петербургу телефонная тут скачать телефонный справочник москвы 2015 определить местонахождение мобильника найти как поиск Блог о препарате для женщин

Картография Японии

Картография Японии
04.02.2012
Вопрос о картографировании северной части Тихого океана и бассейна Охотского моря стал одним из труднейших для европейских путешественников Нового времени.
 

Экспедиция Маартена де Фриса долгое время — по причинам, о которых пойдет речь далее—была обойдена вниманием отечественных исследователей. Маартен Герритсен де Фрис, картограф и мореплаватель, нанятый Голландской Ост-Индской компанией, в 1643 г. на кораблях «Кастрикум» и «Брескенс» совершил плавание, целью которого было описание восточного берега Татарии (Сибири) и поиск полулегендарных Золотого и Серебряного островов. Его экспедиция стала первой европейской экспедицией, которая посетила берега Эдзо (Хоккайдо), Курильских островов и Сахалина и нанесла их на карту.

Результаты этой экспедиции оказали определенное влияние на дальнейший процесс картографирования северной части Тихого океана во второй половине XVII в., а также на общий характер морских экспедиций, предпринимавшихся в первой половине XVIII в. для описания акватории Охотского моря и, в частности, территорий, лежащих к северу от Японии. Знание этих данных, а также их последующая интерпретация в значительной степени объясняют задачи и характер поисков, предпринятых русскими географическими экспедициями при отыскании морского пути в Японию из Охотска и Камчатки.

История картографии Японии

Вопрос о картографировании северной части Тихого океана и бассейна Охотского моря стал одним из труднейших для европейских путешественников Нового времени. Этот район отличается чрезвычайно суровым климатом. Холодные воздушные массы, а также воды, поступающие из Северного Ледовитого океана через Берингов пролив, делают период навигации здесь очень коротким. Помимо этого, резкие перепады глубин у побережья Курильских и Алеутских островов, у острова Хоккайдо, быстрые течения делают плавание в этих водах опасными. Удаленность от крупных портов Восточной Азии и Америки, а также неудобная береговая линия послужили причинами того, что процесс изучения растянулся с середины XVII до начала XIX в. Свою лепту в описание района внесли В. Беринг, Ж. Лаперуз, У. Броутон, Дж. Ванкувер, Д. Кук, И. Ф. Крузенштерн. Однако первыми в этом процессе были голландские мореплаватели, которые начали обследование региона от северных берегов Японии.

Для европейских картографов и путешественников был очевиден тот факт, что три острова—Кюсю, Сикоку и Хонсю—являются именно островами, на которых и располагается Япония. Поэтому уже в конце XVI в. именно они изображались на картах как собственно территория Японии.

Что же касается земель, находящихся к северу и северо-востоку от Хонсю, то сведения о них были противоречивы. К началу XVII в. европейцам был известен лишь сам факт их существования и то, что на этих землях живут восточные варвары — эдзо. Соответственно, место их обитания обозначалось как Эдзо или Эдзоти (земли восточных варваров). Японцы же не имели внятного представления ни о размерах этой территории, ни о ее формах. Лишь самый юг острова Хоккайдо, полуостров Осима, занимали владения северного японского княжества - Мацумаэ. Ни один европеец не посещал эти места вплоть до середины XVII в.

В первой половине XVII в. сначала среди испанских моряков, а потом среди голландских купцов получили распространения свидетельства о том, что на север или северо-восток от Японии между 29° и 34° северной широты находятся острова, богатые золотом и серебром.

Организовать методичные поиски этих земель смогли голландские коммерсанты, чье влияние на торговлю в Восточной Азии в первой половине XVII в., благодаря деятельности Голландской Ост-Индской компании, достигло небывалого расцвета. Штаб-квартирой компании в регионе стал порт Батавия (совр. Джакарта) на о. Ява в Индонезии. Сама же Индонезия стала голландской колонией. Батавия служила не только центром торговли, но и отправной точкой нескольких географических экспедиций.

В 1639 г. главой компании стал предприимчивый и энергичный человек — Антони Ван Димен. Он принял меры к отысканию новых территорий, потенциальных рынков для сбыта и источников драгоценного металла. На поиски легендарных островов, богатых золотом, в 1639 г. была отправлена экспедиция Матиаса Кваста. Однако она не достигла искомых результатов, следствием чего стало снаряжение новой экспедиции с той же целью, возглавил которую Маартен Герритсен де Фрис.

Примечателен тот факт, что одновременно была отправлена экспедиция в южном направлении под началом Абеля Янсона Тасмана, участники которой первыми из европейцев посетили берега Австралии. Одновременность и географическая разновекторность всех этих экспедиций говорят о том, что они являлись частью системной политики Ост-Индской компании.

В инструкции, составленной Антони Ван Дименом и предназначавшейся для Маартена де Фриса, говорилось, что на востоке Татарии (Сибири) располагается государство Катай, которое, возможно, является одной из провинций Китайской империи. Сообщалось также, что голландские и английские мореплаватели из Европы пытались найти и прежде путь в нее — мимо Новой Земли, через Северный Ледовитый океан. После нахождения пути в Катай и установления первых контактов кораблям предписывалось отправиться на восток. По сведениям, полученным от испанских моряков и переданным голландским купцом Ферстегеном, к востоку от Татарии лежит остров. Он населен рослым белым населением и чрезвычайно богат серебром и золотом. Необходимо было удостовериться в том, что на острове имеются изделия из этих металлов, после чего надо было спешить в обратный путь. Инструкция предполагала, что вся экспедиция продлится до зимы того же 1643 г.

Что касается маршрута, рекомендованного де Фрису, то здесь, в частности, говорилось: «Вы должны начать свои открытия Татарии с востока Японии, поскольку путь к ней знаком и менее опасен. Придерживаясь указаний, данных Вам в инструкции, <...> Вы должны точно нанести на карту и описать все земли, страны, острова, мысы, бухты, заливы, реки, мели, косы, рифы, скалы и утесы, которые вы встретите в пути или проходя мимо как в океане, так и у берегов Японии, Иесо, Китая или Татарии, а также зарисовать формы всего обнаруженного, для чего вам дается рисовальщик... После того как все самые необходимые дела в Татарии будут выполнены, <...> вы возобновите исследования острова, богатого золотом и серебром, которые были неудачно начаты командором Матиасом Квастом в 1639 г. <...>»

Корабли де Фриса, отбыв из Батавии, прибыли в Малайю. Оттуда, сделав все необходимые приготовления, корабли вышли в апреле 1643 г. и достигли восточного побережья Японии. К началу 1640-х гг. Япония уже начала проводить политику изоляции, позже получившую название сакоку. Изгнанию из страны подверглись проповедники- иезуиты, а также испанские и португальские купцы. Единственными европейцами, которым было дозволено торговать с Японией в этот период, остались голландцы.

Плавание кораблей «Кастрикум» и «Брескенс» имело существенное осложнение. В мае вблизи побережья Японии корабли потеряли друг друга из виду. «Брескенс» пристал к японскому берегу в Намбу (современная префектура Иватэ), где часть команды высадилась на берег для пополнения запасов провизии. Местные жители приняли моряков за испанцев и захватили в плен. После этого «Брескенс», разумеется, не мог продолжать плавание. Поскольку пленников доставили в Эдо, оставшаяся на корабле часть команды была вынуждена направиться туда для переговоров с японскими властями. Об этом инциденте де Фрису стало известно намного позже. Не дождавшись «Брескенса» в назначенном месте в назначенное время, де Фрис направился на север с одним кораблем— «Кастрикумом».

Корабль де Фриса прошел вдоль восточного побережья о. Хонсю на север, достигнув вскоре восточного берега о. Эдзо (Хоккайдо). «Кастрикум » оказался первым европейским кораблем, побывавшим в этих водах. Голландцы направились дальше на северо-восток вдоль побережья Эдзо, и в середине июня корабль подошел к проливу между Урупом и Итурупом. Остров Кунашир, а также гряда мелких островов Хабомаи были приняты де Фрисом за часть Эдзо из-за близости к нему и плохих погодных условий, определявших слабую видимость.

Экипаж «Кастрикума» высадился на о. Уруп, где моряки попытались установить контакт с местным населением — айнами. В журнале старшего штурмана корабля, Корнелиуса Янсона Куна, имеется следующая запись от 23 июня: «...мы вместе с ним (с капитаном. — С. Г.) поднялись на высокую гору с плоской вершиной. Там, на пригорке, командир установил деревянный крест, на котором было вырезано: "V. О. С. anno 1643". Объявив эту землю собственностью Его чести, назвали ее Землей Компании, а то место назвали Cruyshoeck. Поев и выпив на Земле Компании и сделав в честь Его чести генерал-губернатора три залпа из мушкетов, ближе к вечеру отправились на судно.

Земля Компании (Уруп) была провозглашена территорией, подвластной Нидерландам. Остров же, лежащий к югу (Итуруп), был назван Островом Штатов в честь парламента Голландской республики — Генеральных Штатов.

Далее «Кастрикум» двинулся на запад, стараясь не упускать из виду побережье Эдзо. В середине июля экспедиция добралась до юговосточного побережья Сахалина и продвигалась, делая остановки в заливе Анива. Затем в соседнем заливе морякам долгое время приходилось дожидаться, чтобы рассеялся туман. Залив, в котором пришлось пережидать этот туман, был ими назван заливом Терпения.

Надо сказать, что туман вообще был и остается постоянным спутником мореходов Охотского моря. Даже летом количество солнечных дней невелико и нет никакой закономерности в смене ясной и пасмурной погоды. Слово «туман» в журнале Корнелиуса Куна встречается более восьмидесяти раз. Причем в записи от 25 июля есть описание залива Терпения, сделанное в редкий ясный день, но если море видно ясно, то линия побережья все равно скрыта туманом:

«Утром—чудесная погода, тихо, ветер западо-северо-западный, облачно, но видимость довольно хорошая, видели землю. Насколько мы заметили/простиралась она с западо-юго-запада на северо-северо- восток. Увидели, что мы снова зашли в большой залив Eso... Подсчитали, что всего за сутки прошли на северо-восток 15 лье, были соответственно на широте 48 градусов 25 минут и на долготе 162 градуса 27 минут; земли тогда была на северо-востоке в 13 лье от нас, видели также землю на западо-юго-западе... Над землей — такой тяжелый туман, что хорошо разглядеть землю невозможно».

Закономерным (хотя и досадным) следствием экспедиции де Фриса стало то, что остров Сахалин был воспринят голландцами как продолжение земли Эдзо. Пролива, разделяющего Эдзо (Хоккайдо) и Сахалин, они не увидели.

Время у побережья Сахалина голландцы провели в контактах с местными жителями, пытаясь осуществить простейшие меновые операции. Особое внимание они уделяли вещам, сделанным из серебра. У местных жителей голландцы обнаружили довольно большое количество предметов японского происхождения.

У одного из старшин голландцы увидели меч: «Лезвие меча у старшего было украшено серебром, знаками я спрашивал его, как они получают серебро или где добывают, но первой поняла меня самая старшая женщина и сразу же показала мне как, запустив руки в песок, а затем, взяв немного песка в руки, издала шипящий звук, высыпала песок в горшок и показала, что надо поставить горшок на огонь, и что получается, то, что надо. "Сапу" ("кэйни") — так они называют серебро». Так информация о наличии драгоценных металлов на острова к востоку от Сибири не только не была опровергнута, но и до некоторой степени усилена новыми доказательствами.

В сентябре «Кастрикум» покинул берега Сахалина и на обратном пути прошел тем же проливом, который разделял Остров Штатов (Итуруп) и Землю Компании (Уруп), и тем же маршрутом, пройдя вдоль восточного побережья Японии, вернулся в Батавию.

Картография Японии

Результаты экспедиции де Фриса, очевидно, не убедили Антони ван Димена в том, что необходимо продолжать поиски Золотого и Серебряного островов. Изучение голландцами этого региона не получило продолжения. Руководство Голландской Ост-Индской компании сочло, что новые открытия в данный момент не сулят прибыли.

Данные же де Фриса стали известны в Европе буквально сразу после возвращения экспедиции. Однако ряд обстоятельств привел к тому, что полученные данные были неверно отражены на картах. Фатальным обстоятельством для дальнейшего развития картографии региона стала следующая запись в дневнике Корнелиуса Куна, которая относится к характеристике Земли Компании (Урупа): «Я уверен, что земля, возле которой стояло наше судно, была островом, лежащим рядом с побережьем Америки или, возможно, сильно выступающей оконечностью этого побережья». Мнение Куна основывалось на гипотезе испанских моряков, полагавших, что к северу от Калифорнии побережье Американского континента круто поворачивает на запад и близко подходит к побережью Азии. Однако важно отметить, что сам Кун называл Землю Компании именно островом.

Одна из первых карт, подготовленных после экспедиции, принадлежит перу голландского картографа Исаака де Граафа и создана в 1643 г. На ней рядом с Землей Компании нанесен силуэт Американского континента. Но опубликована эта карта не была до середины XX в.

Первой же опубликованной стала карта Й. Янссона, изданная в 1650 г. На ней Земля Компании уже представлена как часть Американского континента. Что касается^Эдзо, то этим понятием на карте обозначен большой массив суши, включающий в себя очертания современного Сахалина, Хоккайдо и Кунашира. Исследователи полагают, что публикатор либо не вполне поверил в сообщения экспедиции, либо намеренно на захотел уточнять очертания побережья Эдзо и объединил его с Сахалином. В пользу первой версии говорит свидетельство о тумане, содержащееся в журнала штурмана Куна. Сам журнал был опубликован вскоре после плавания.

В дальнейшем картографы, публиковавшие карты Японии как в самой Голландии, так и в других странах Европы, довольно часто воспроизводили обе ошибки — и отождествление Сахалина с Эдзо, и обозначение Земли Компании как части Американского материка. В дополнение к двум этим неточностям стала воспроизводиться и еще одна. Связана она сообщением португальского купца Жоао да Гама, который на пути из Китая в Мексику прошел более северным маршрутом, нежели обычно, и увидел некий остров. Это сообщение было добавлено к уже имевшимся сведениям и опубликовано рядом авторов, в том числе французским исследователем и путешественником Мельхиседеком Тевено в его работе «Описание различных любопытных путешествий, сведения о которых не были напечатаны» («Relations de divers voyages curieux qui n'ont point ete publies»), опубликованной в 1663 г. Существование Земли Гамы так никогда и не было доказано, но она стала частой спутницей Земли Компании и Острова Штатов.

Особую актуальность данные экспедиции де Фриса приобрели в России в годы царствования Петра I благодаря деятельности голландского коммерсанта Николаса Витсена (1641—1717). Витсен получил хорошее образование, изучал астрономию, математику и кораблестроение. В молодости он побывал во многих странах Европы, в том числе в России в 1664—1665 гг. в составе голландского посольства. В ходе этой поездки он вел подробный дневник, который позднее был опубликован под названием «Путешествие в Московию». К моменту знакомства с молодым русским царем Витсен собрал колоссальный массив картографических и этнографических сведений о народах, населяющих Россию и Татарию (Сибирь). Плодом его многолетней работы стала подробная карта Сибири, на которую были нанесены обширные пространства — от Новой Земли до Северного Китая, в том числе и восточная часть Сибири. В 1689 г. он преподнес эту карту царевичу Петру, за что получил жалованную грамоту.

Позднее Витсен опубликовал впечатляющий по объему двухтомный труд «Северная и Восточная Татария» (Noord en Oost Tartarye). Работа была издана в Амстердаме дважды — в 1692 г. и в 1705 г. Одна из глав посвящена земле Эдзо. В ней содержатся подробные сведения о туземцах, которых повстречали участники экспедиции де Фриса, — их внешнем виде, нравах и т. д. Здесь же охарактеризовано местоположение Острова Штатов (Итурупа), имеется зарисовка его береговой линии, промеры глубин, приведены названия горных вершин острова, данные в ходе экспедиции деФриса. Сведения о земле Эдзо и Острове Штатов приведены с такими подробностями, что в их достоверности было трудно усомниться.

На карте Витсена нанесены Земля Компании, Остров Штатов и контуры земли Эдзо в традиционном к тому моменту виде. Правда, земля Эдзо соединена с материком пунктирными линиями, то есть эта связь выдвигалась как предположение. Важно, что карта имела градусную сетку, в соответствии с которой Земля Компании (теперь уже не остров, а большой массив суши, уходящий на восток и, возможно, являющийся частью Америки) лежала между 49° и 42° широты. Ирония истории заключалась в том, что неверная гипотеза основывалась на наиболее достоверных из имевшихся данных.

Петр I был лично знаком с Витсеном. Во время поездки в Голландию в 1697—1698 гг. последний был постоянным спутником русского царя, знакомил его со страной, рекомендовал специалистов — корабелов, математиков. Витсен был крайне заинтересован в дружбе с Петром I, так как сотрудничество с ним могло принести ряд преимуществ для голландской торговли. Не следует забывать и тот факт, что Витсен был одним из управляющих Голландской Ост-Индской компании. Возможно, он рассчитывал на осуществление совместной торговой деятельности с целью улучшить положение компании, которая к началу XVIII в. уже прошла пору своего расцвета. А нахождение северного морского пути в Тихий океан или установление другого торгового пути могло улучшить положение дел.

Что же касается самого Петра I, то логично предположить, что земли восточнее Сибири интересовали его не сами по себе, а как часть большого комплекса идеологических и экономических перспектив. Сюда можно отнести и появление первого японца в России (привезенного В. Атласовым с Камчатки Дэмбэя), и до конца не развеянные легенды о золотоносности открытых голландцами островов, и возможность установления торговых контактов с Японией, и политически важный для молодой империи аспект установления и описания ее границ.

Петр I постоянно отдавал указы, направленные на исследование дальневосточных границ империи, однако их полномасштабная реализация состоялась уже после смерти императора, благодаря участникам Второй экспедиции В. Беринга в 1730-х гг. Главной задачей экспедиции было установление границ Азии и соотнесение их с американским побережьем. Но задача была непомерно велика в силу противоречивости имеющихся данных. Главным вопросом было направление поисков. Часть материалов, собранных в ходе Первой камчатской экспедиции, говорила в пользу северного и северо-восточного направления от Камчатки.

Данные же, приведенные Витсеном, свидетельствовали в пользу южного направления. На их основе ученые Петербургской Академии наук— Г. Ф. Миллер, И. Н. Делиль, Д. Вернули— составили в 1732 г. подробную инструкцию для командора В. Беринга. В ней отмечалось, что сведения о земле Эдзо, собранные из разных источников, противоречивы. Особенно не было понятно соотнесение топонимов Матсмей (Мацумаэ) и Эссо (Эдзо). Но оговаривалось, что во избежание неточности Берингу передаются копии всех имеющихся карт, где изображена земля Эдзо. В инструкции приводились и данные экспедиции де Фриса, особенно об Острове Штатов (Итурупе) и проливах, лежащих на северо- восток и юго-запад от острова. К инструкции прилагалась также и карта, составленная самим Делилем.

Иными словами, была отмечена сложность установления границ земли Эдзо и неточность очертаний Земли Кампании. Достоверным ориентиром предлагалось считать данные об Острове Штатов. В инструкции уже указывалось, что пролив между Землей Компании и Островом Штатов «...назван был... имянем Ври по имени некоего галанца, который тогда управителем был в том мореплавании».

Все вышесказанное и определило характер поисков. Экспедиция Беринга состояла из двух отрядов. Корабли под командованием самого Беринга направились в восточном направлении. Задачей же отряда кораблей под командой М. Шпанберга было южное направление.

Шпанберг предпринял две попытки добраться до берегов Японии. Летом 1738 г. три корабля под его командованием вышли из Болыперецка. По пути два из них отстали. Корабль самого Шпанберга, «Архангел Михаил», идя от вдоль Курильской гряды к юго-западу, как отмечено рапорте, «...пошел в путь свой один и шел до 45°. А что в пути остров и протчаго обретено нами, о том Государственной адмиралтейской колегии покорнейший предлагаю при сем чертеж».

Карта, приложенная М. Шпанбергом, не сохранилась. Комментаторы же публикации рапорта сообщают, что, по итогам разбирательства в Адмиралтейств-коллегий, М. Шпанберг действительно дошел до широты 45°, что соответствует широте острова Итуруп. Этот существенный момент еще требует дополнительных изысканий. Однако если придерживаться версии публикаторов, то можно утверждать, что часть задачи была выполнена. Существование Острова Штатов подтверждалось реальными наблюдениями. То есть результаты М. Шпанберга совпали с голландскими данными.

Однако вопрос о Земле Компании и приближенности Американского континента к Эдзо оставался открытым. Поэтому на следующий год М. Шпанберг совершил вторую экспедицию. На этот раз он направил свои корабли почти строго на юг от Камчатки. Логика здесь была очевидной. Если пресловутая Земля Компании— часть Американского континента и если она действительно, в соответствии с прежними картами, пролегает с запада на восток между 49° и 42° широты, то достаточно пересечь эти широты, дабы окончательно убедиться в ее наличии или отсутствии. Шпанберг так и поступил. Пройдя в южном направлении от Камчатки до 42° широты, он окончательно убедился в отсутствии здесь какой бы то ни было земли. Затем он направил свои корабли на юго-запад, где пристал к собственно японским берегам. После нескольких остановок у берегов Японии в обратный путь он двинулся вдоль Эдзо и Курильских островов.

Многие результаты обоих плаваний Шпанберга были поставлены под сомнение как В. Берингом, так и Адмиралтейств-коллегией. Причиной же было неверие в отсутствие Земли Компании. Нов итоге данные Шпанберга были признаны и отражены в Атласе, изданном в 1745 г. Это еще далеко не означало завершения процесса описания бассейна Охотского моря: оставалось много неточностей. Однако очевидная неточность, связанная с гиперболизацией Земли Штатов, была теперь устранена.

Возврат к списку

Оценить статью:
 
 
Оцените сайт:
 
 
 

Интересно почитать: Обращение к христианствуБог совмещающий мыслиЯпонец как личность


Справка
В рамках проекта «Путь самурая» мы хотим показать мир глазами самурая.
Холивар
Кто победит, самурай или ниндзя?
+8923
+8898
 
Форум
Современная японская литература
Всё о японском кино и японских режиссёрах
Мир японских комиксов и анимации
С чего начать изучение японского языка
Хирагана (ひらがな) и Катакана (カタカナ)
Необходимая информация для путешественников о Стране Восходящего Солнца
Все о Японии
Храмы, парки, дворцы, башни, города, улицы Японии
Мнения, отзывы, комментарии и рекомендации от тех, кто уже побывал в Японии
Рецепты и описания блюд, специй и напитков японской кухни
Рис, водоросли нори, рисовый уксус, соевый соус, морепродукты и многое другое
合 - ай - соединение, 気 - ки - дух, энергия, 道 - до - путь.
Дзюдо - «Мягкий путь» или «Путь мягкости»
Карате: «путь пустой руки» — японское боевое искусство.
Искусство самых загадочных воинов Японии 12-19 века.
Кто такие самураи? Что означает слово самурай? Обсуждаем и задаем свои вопросы...
Мечи, доспехи, копья, луки и многое другое...
Cервис, который проводит ремонт рулевых реек в москве